Шри Рамана Гита (отрывок)
Глава XII
О шакти
На девятнадцатый день Бхаратваджа Капали, возвышенная душа, выдающийся знаток писаний, задавал вопросы Гуру Рамане.
Капали: О Бхагаван, в каждодневной жизни и Мудрец, и невежественный, Оба наблюдают триаду - субъект, объект и познание.
В каком особом свойстве тогда Мудрец превосходит невежественного? О Мастер, рассейте, пожалуйста, это моё сомнение.
Бхагаван: Для кого субъект не отличается от Атмана, для того объект и познание тоже не отличаются от Атмана.
Для кого, благодаря привязанности к телу, субъект отличается от Атмана, Для того объект и познание тоже кажутся отличающимися от Атмана.
Даже в этом мнимом различии Мудрец воспринимает неотъемлемое единство. Невежественный человек, захваченный мнимым различием, считает себя отдельным.
Капали: О Мастер, то Бытие, в котором появляются эти различия в триаде, Наделено Силой (шакти) или лишено шакти?
Бхагаван: Дитя, то Бытие, в котором эти различия в триаде появляются, Знающие Веданту именуют всесильным.
Капали: Та Божественная Сила, о которой говорят ведантисты, динамична или статична?
Бхагаван: Дитя, лишь только благодаря движению шакти миры возникают, Но Реальность как основание этого движения всегда неподвижна.
То движение шакти, что основано на неподвижном - Реальности - и является причиной этого мира, Знатоки Писаний именуют не поддающейся объяснению иллюзией (майя).
Это движение кажется реальным только незнающему, субъекту. На самом деле в Бытии нет движения, о лучший из людей.
Кажущееся различие между Богом (Ишвара) и его Силой (шакти) возникает из-за дуалистичности взгляда. Если ум погружен в свой Источник, эти двое становятся Одним.
Капали: Бхагаван, эта активность Ишвары, причина этой грандиозной вселенной, является вечной или нет? Пожалуйста, просвети меня.
Бхагаван: Хотя Всевышний движется благодаря Его собственной Высочайшей Силе, Он, на самом деле, недвижим. Только Мудрец может постичь эту глубокую тайну.
Движение само по себе есть активность, и её называют шакти. Верховная Личность посредством Своей шакти сотворила всё, что мы видим.
Активность бывает двух видов: развертывание (правритти) и спад (нивритти). Ведический текст: "Всё это стало Атманом самим" говорит о нивритти.
Поэтому санскритское слово "сарвам" ("всё это") относится к множеству, наблюдаемому при дуалистическом взгляде, А слово "абхоот" ("стало") подразумевает некоторую активность.
Специфическое выражение "Атманом самим" подразумевает, что множество разнообразных вещей, порожденных Им, В конце концов будет возвращено в Атман.
О лучший из людей, Бытие нельзя осознать без шакти. Шакти имеет две стороны: активность (вьяпара) и основание (ашрайя).
Знатоки Писаний говорят, что работа по созданию, поддержанию и растворению вселенной Суть активность (вьяпара). О лучший из людей, основание (ашрайя) есть не что иное, как Бытие.
Поскольку Бытие само по себе есть всё, Оно ни от чего не зависит. Кто понимает шакти и как активность, и как основание, только тот и знает.
При отсутствии движений ума в Бытии нет различий. Когда Бытие подавляет или успокаивает шакти, движения ума не возникают.
Если, со временем, наступит великое растворение вселенной, То эта активность поглотится Бытием без каких-либо различий.
Без шакти невозможны никакие проявления этой активности, Ни творение, ни познание, включающие триаду: субъект, объект и познание.
Единая трансцендентная шакти, причина всех причин, известна под двумя именами. Как основание её называют "Бытие", и как работу творения её именуют "активность".
О достойнейший из людей, тем, кто считает отличительным знаком шакти только движение, Надо указать, что существует как её основание некоторая высочайшая Реальность.
Ту единую высочайшую Реальность одни называют шакти, другие - Бытие, третьи - Брахман, А еще некоторые - Личность.
Есть два средства, о дитя, которыми постигается Истина. Она определяется своими характерными атрибутами или непосредственно переживается как Реальность.
Таким образом, знание Бытия можно получить двумя способами - посредством Его активности или переживанием Его как такового; То есть косвенно, через Его атрибуты, или непосредственно, будучи единым с Ним.
Говорят, что Бытие является Основанием, дитя мое, а активность - Его атрибутом. Постижением источника активности с помощью активности человек твердо пребывает в Основании, То есть в Бытии.
Бытие сопровождается атрибутом, и атрибут - Бытием. Говорят, что связь между ними - тождество.
Так как Бытие постигается только по Его атрибуту, А именно - активности, то Оно вечно активно.
На самом деле активность - не что иное, как Бытие. Все представления о различии - лишь проекции ума.
Это творение, называемое игрой шакти, - только идея Ишвары. Если выйти за её пределы, то останется одно Бытие.
Такова двенадцатая глава,
именуемая
"О шакти", в Шри Романа Гите,
науке о Брахмане и Писании йоги,
сочиненной учеником Раманы,
Васиштхой Ганапати.
О шакти
На девятнадцатый день Бхаратваджа Капали, возвышенная душа, выдающийся знаток писаний, задавал вопросы Гуру Рамане.
Капали: О Бхагаван, в каждодневной жизни и Мудрец, и невежественный, Оба наблюдают триаду - субъект, объект и познание.
В каком особом свойстве тогда Мудрец превосходит невежественного? О Мастер, рассейте, пожалуйста, это моё сомнение.
Бхагаван: Для кого субъект не отличается от Атмана, для того объект и познание тоже не отличаются от Атмана.
Для кого, благодаря привязанности к телу, субъект отличается от Атмана, Для того объект и познание тоже кажутся отличающимися от Атмана.
Даже в этом мнимом различии Мудрец воспринимает неотъемлемое единство. Невежественный человек, захваченный мнимым различием, считает себя отдельным.
Капали: О Мастер, то Бытие, в котором появляются эти различия в триаде, Наделено Силой (шакти) или лишено шакти?
Бхагаван: Дитя, то Бытие, в котором эти различия в триаде появляются, Знающие Веданту именуют всесильным.
Капали: Та Божественная Сила, о которой говорят ведантисты, динамична или статична?
Бхагаван: Дитя, лишь только благодаря движению шакти миры возникают, Но Реальность как основание этого движения всегда неподвижна.
То движение шакти, что основано на неподвижном - Реальности - и является причиной этого мира, Знатоки Писаний именуют не поддающейся объяснению иллюзией (майя).
Это движение кажется реальным только незнающему, субъекту. На самом деле в Бытии нет движения, о лучший из людей.
Кажущееся различие между Богом (Ишвара) и его Силой (шакти) возникает из-за дуалистичности взгляда. Если ум погружен в свой Источник, эти двое становятся Одним.
Капали: Бхагаван, эта активность Ишвары, причина этой грандиозной вселенной, является вечной или нет? Пожалуйста, просвети меня.
Бхагаван: Хотя Всевышний движется благодаря Его собственной Высочайшей Силе, Он, на самом деле, недвижим. Только Мудрец может постичь эту глубокую тайну.
Движение само по себе есть активность, и её называют шакти. Верховная Личность посредством Своей шакти сотворила всё, что мы видим.
Активность бывает двух видов: развертывание (правритти) и спад (нивритти). Ведический текст: "Всё это стало Атманом самим" говорит о нивритти.
Поэтому санскритское слово "сарвам" ("всё это") относится к множеству, наблюдаемому при дуалистическом взгляде, А слово "абхоот" ("стало") подразумевает некоторую активность.
Специфическое выражение "Атманом самим" подразумевает, что множество разнообразных вещей, порожденных Им, В конце концов будет возвращено в Атман.
О лучший из людей, Бытие нельзя осознать без шакти. Шакти имеет две стороны: активность (вьяпара) и основание (ашрайя).
Знатоки Писаний говорят, что работа по созданию, поддержанию и растворению вселенной Суть активность (вьяпара). О лучший из людей, основание (ашрайя) есть не что иное, как Бытие.
Поскольку Бытие само по себе есть всё, Оно ни от чего не зависит. Кто понимает шакти и как активность, и как основание, только тот и знает.
При отсутствии движений ума в Бытии нет различий. Когда Бытие подавляет или успокаивает шакти, движения ума не возникают.
Если, со временем, наступит великое растворение вселенной, То эта активность поглотится Бытием без каких-либо различий.
Без шакти невозможны никакие проявления этой активности, Ни творение, ни познание, включающие триаду: субъект, объект и познание.
Единая трансцендентная шакти, причина всех причин, известна под двумя именами. Как основание её называют "Бытие", и как работу творения её именуют "активность".
О достойнейший из людей, тем, кто считает отличительным знаком шакти только движение, Надо указать, что существует как её основание некоторая высочайшая Реальность.
Ту единую высочайшую Реальность одни называют шакти, другие - Бытие, третьи - Брахман, А еще некоторые - Личность.
Есть два средства, о дитя, которыми постигается Истина. Она определяется своими характерными атрибутами или непосредственно переживается как Реальность.
Таким образом, знание Бытия можно получить двумя способами - посредством Его активности или переживанием Его как такового; То есть косвенно, через Его атрибуты, или непосредственно, будучи единым с Ним.
Говорят, что Бытие является Основанием, дитя мое, а активность - Его атрибутом. Постижением источника активности с помощью активности человек твердо пребывает в Основании, То есть в Бытии.
Бытие сопровождается атрибутом, и атрибут - Бытием. Говорят, что связь между ними - тождество.
Так как Бытие постигается только по Его атрибуту, А именно - активности, то Оно вечно активно.
На самом деле активность - не что иное, как Бытие. Все представления о различии - лишь проекции ума.
Это творение, называемое игрой шакти, - только идея Ишвары. Если выйти за её пределы, то останется одно Бытие.
именуемая
"О шакти", в Шри Романа Гите,
науке о Брахмане и Писании йоги,
сочиненной учеником Раманы,
Васиштхой Ганапати.