Гнянешвар. Комментарии к Бхагават Гите
Гнянешвар, этот святой Махараштры, несомненно оказал самое глубокое влияние на историю духовности. Как Намдев, Экнатх и Тукарам, он является одним из святых, которые оставили свой след в жизни и истории этой священной земли. Его известность такова, что в Индии его почитают как Инкарнацию. В своих комментариях на марати к Бхагават Гите и Гнянешвари, Гнянешвар подробно описывает восхождение Кундалини в Сушумне (центральном энергетическом канале), называя ее Универсальной Матерью. Он совершил много чудес за свою короткую жизнь. По достижении 21 года он удалился в одинокую хижину, где принял Махасамадхи. Гнянешвар написал много поэм. Ему мы обязаны, в частности, Гимном Гуру "Омкар Сварупа"...
_________________
О, Арджуна, энергия, вызванная практикой этой позы пробуждает силу, которую называют Кундалини.
Очень маленькая, свернутая в три с половиной оборота, она похожа на змейку, голова которой обращена вниз, она покрыта тюмериком и находится в дремлющем состоянии. Она подобна кольцу молний, букету пламени или колонне из тонкого золота.
Когда она пробуждается, Кундалини сверкает как луч света, подобна комете, пересекающей пространство, или солнцу как бы падающему с неба.
Она снимает все путы, сковывает тело и появляется в области пупка.
Многие годы она ждала этого мгновения, и вот оно произошло, она бурно устремляется вверх, открывая свои уста.
Затем, О Арджуна, она выталкивает воздух, который наполняет область под сердцем.
Огонь, происходящий при ее восхождении, начинает сжигать плоть, а также оболочку сердца**.
Она проходит через центры ладоней и подошвы ног, проникает в верхние части тела, пересекает их и ищет сочленение частей тела.
Не покидая нижние части тела, она забирает их жизненную силу до ногтей*** и, очищая кожу, расплавляет ее на костях.
Она очищает костный мозг, чистит внутренние полости сердца и иссушает волосы.
Она промывает океан семи жидкостей тела, обжигает тело целиком и вызывает состояние сильного жара.
Весь воздух, находящийся в тридцати сантиметрах от ноздрей вдыхается. Затем вдох притягивается книзу, в то время как выдох направлен кверху.
Лепестки чакр мешают им встретиться. В противном случае Кундалини была бы недовольна и сказала бы: "Что ты здесь делаешь? Возвращайся туда, откуда пришел!"
Слушай, О Арджуна, элемент земли полностью сжигается и элемент воды осушается.
После того как эти два элемента поглощаются, Кундалини полностью удовлетворена и умиротворенная остается в Сушумне.
Удовлетворенная, она высвобождает из своего рта яд, который есть нектар, поддерживающий жизненную силу.
Огонь поднимается изнутри и когда он устанавливается одновременно изнутри и снаружи, тело обретает силу, которую оно потеряло.
Артерии закрыты, девять видов праны исчезают и все функции тела прекращаются.
Ида и Пингала соединяются в Сушумне, три узла развязываются и шесть лепестков Свадистана открываются.
После чего две праны солнечного канала, или Пингала нади, и лунного канала, или Ида нади, не могут больше заставить колебаться даже пламя лампы. Энергия ментальной активности затихает и аромат сопровождает Кундалини в Сушумне.
Тихо озеро лунного нектара опрокидывается и течет в рот Кундалини.
Нектар наполняет нади, циркулирует во всем теле и поглощается там как прана.
Красота тела напоминает мрамор или драгоценные молодые ростки, только что появившиеся, как если бы восхитительные оттенки неба в сумерки отражались во всем теле, как если бы это был образ, созданный светом Духа.
И тогда йог обретает высший покой, чистую светлую радость, что и есть самая тонкая форма вечного блаженства.
Возраст исчезает, связь с молодостью обрывается и потерянные цветы детства обретаются вновь /.../
Йог может видеть дно океана, слышать мысли небес и читать в уме муравья. Он летает вместе с ветром, ходит по поверхности воды, не касаясь ее ногами...
___________________
** Здесь нужно понимать, что Кундалини на уровне Наби, сжигает связи, которые привязывают нас к материи, а на уровне сердца - наши привязанности.
*** Кундалини удаляет все помехи.
Нирмалайт, июль 1992
О, Арджуна, энергия, вызванная практикой этой позы пробуждает силу, которую называют Кундалини.
Очень маленькая, свернутая в три с половиной оборота, она похожа на змейку, голова которой обращена вниз, она покрыта тюмериком и находится в дремлющем состоянии. Она подобна кольцу молний, букету пламени или колонне из тонкого золота.
Когда она пробуждается, Кундалини сверкает как луч света, подобна комете, пересекающей пространство, или солнцу как бы падающему с неба.
Она снимает все путы, сковывает тело и появляется в области пупка.
Многие годы она ждала этого мгновения, и вот оно произошло, она бурно устремляется вверх, открывая свои уста.
Затем, О Арджуна, она выталкивает воздух, который наполняет область под сердцем.
Огонь, происходящий при ее восхождении, начинает сжигать плоть, а также оболочку сердца**.
Она проходит через центры ладоней и подошвы ног, проникает в верхние части тела, пересекает их и ищет сочленение частей тела.
Не покидая нижние части тела, она забирает их жизненную силу до ногтей*** и, очищая кожу, расплавляет ее на костях.
Она очищает костный мозг, чистит внутренние полости сердца и иссушает волосы.
Она промывает океан семи жидкостей тела, обжигает тело целиком и вызывает состояние сильного жара.
Весь воздух, находящийся в тридцати сантиметрах от ноздрей вдыхается. Затем вдох притягивается книзу, в то время как выдох направлен кверху.
Лепестки чакр мешают им встретиться. В противном случае Кундалини была бы недовольна и сказала бы: "Что ты здесь делаешь? Возвращайся туда, откуда пришел!"
Слушай, О Арджуна, элемент земли полностью сжигается и элемент воды осушается.
После того как эти два элемента поглощаются, Кундалини полностью удовлетворена и умиротворенная остается в Сушумне.
Удовлетворенная, она высвобождает из своего рта яд, который есть нектар, поддерживающий жизненную силу.
Огонь поднимается изнутри и когда он устанавливается одновременно изнутри и снаружи, тело обретает силу, которую оно потеряло.
Артерии закрыты, девять видов праны исчезают и все функции тела прекращаются.
Ида и Пингала соединяются в Сушумне, три узла развязываются и шесть лепестков Свадистана открываются.
После чего две праны солнечного канала, или Пингала нади, и лунного канала, или Ида нади, не могут больше заставить колебаться даже пламя лампы. Энергия ментальной активности затихает и аромат сопровождает Кундалини в Сушумне.
Тихо озеро лунного нектара опрокидывается и течет в рот Кундалини.
Нектар наполняет нади, циркулирует во всем теле и поглощается там как прана.
Красота тела напоминает мрамор или драгоценные молодые ростки, только что появившиеся, как если бы восхитительные оттенки неба в сумерки отражались во всем теле, как если бы это был образ, созданный светом Духа.
И тогда йог обретает высший покой, чистую светлую радость, что и есть самая тонкая форма вечного блаженства.
Возраст исчезает, связь с молодостью обрывается и потерянные цветы детства обретаются вновь /.../
Йог может видеть дно океана, слышать мысли небес и читать в уме муравья. Он летает вместе с ветром, ходит по поверхности воды, не касаясь ее ногами...
___________________
** Здесь нужно понимать, что Кундалини на уровне Наби, сжигает связи, которые привязывают нас к материи, а на уровне сердца - наши привязанности.
*** Кундалини удаляет все помехи.
Нирмалайт, июль 1992