Зигмунд Фрейд
Первое правило: ничего не принимать на веру, тем более то, о чем я не знаю;
то есть тщательно избегать поспешности и предвзятых мнений и стараться понять
свои суждения только в том случае, если они четко и ясно будут восприняты
моим разумом так, что ни при каких обстоятельствах я не усомнюсь в них.
Декарт. Размышление о методе.
"По поводу психоанализа рассказывают, что Фрейд сказал доверительно Юнгу, отправляясь в Соединенные Штаты в 1909 году с лекциями: "Они не подозревают, что мы принесем им чуму". Эпидемия быстро распространилась за океаном. Таким образом, Америка стала приемной родиной психоанализа, по крайней мере до 60-х годов." Затем он обрушился на Европу и Францию в 80-х годах, благодаря усилиям местных адептов, которые стали распространять послание венского "учителя". Фрейдистская концепция жизни быстро достигла всех слоев общества, за исключением некоторых консервативных и католических кругов, которые воспротивились этому, впрочем, больше в силу догматизма, чем разума. Можно только удивляться, что Фрейд имел такой успех в стране, которая видела рождение Декарта.
то есть тщательно избегать поспешности и предвзятых мнений и стараться понять
свои суждения только в том случае, если они четко и ясно будут восприняты
моим разумом так, что ни при каких обстоятельствах я не усомнюсь в них.
Декарт. Размышление о методе.
Правда заключается и в том, что фрейдистская теория пришла совратить общество именно тогда, когда оно находилось в разгаре возрастания свободы нравов, сопровождаемой появлением противозачаточных средств и особенно пересмотром нравственной доктрины, которую церковь проповедовала на протяжении двух тысяч лет. Эта доктрина, которая рассматривала интимную жизнь как зло, приведшее Адама и все человечество к падению и страданиям, навязала миллионам мужчин и женщин чувство вины и страха первородного греха.
Фрейд, напрасно пытавшийся найти решение своим невротическим проблемам, соорудил теорию "все есть секс" и побудил западное общество броситься в другую крайность. Эта теория стала отрицанием духовного священного смысла жизни и с помощью введенного ею понятия о комплексе Эдипа разрушит представление о самой чистой связи, существующей между матерью и ребенком. На тонком плане связь матери и ребенка - это отношение между Кундалини и искателем Истины, открытие которой является целью мистического поиска. Дискредитируя материнский принцип и принцип святости, Фрейд таким способом затуманил путь психического освобождения, который может иметь только чистую духовную природу.
2.4.1. ФРЕЙДИСТСКАЯ ТЕОРИЯ - РЕЛИГИЯ ДВАДЦАТОГО ВЕКА
Теперь начинают понимать, что доктрина психоанализа -
это самое большое надувательство интеллектуального сознания двадцатого века.
П.Б. Мидвар, нобелевский лауреат в области медицины
это самое большое надувательство интеллектуального сознания двадцатого века.
П.Б. Мидвар, нобелевский лауреат в области медицины
Я думаю, что в будущем люди, обратившись к прошлому, увидят в нашем времени эру неверия, ассоциирующуюся в основном с Карлом Марксом и Зигмундом Фрейдом.
Ф.А. Хайек, нобелевский лауреат в области экономики
Ф.А. Хайек, нобелевский лауреат в области экономики
Во время развития экзистенционализма психоанализ, как метод, вызвал большие споры и рассматривался как сомнительный в научном плане, и очень сомнительный как терапия. Все серьезные научные исследования раскрыли обман фрейдистской теории. Действительно, теория Фрейда, которую никакое научное исследование не подтвердило, держится только на вере его последователей.
В основании этой фальсификации находим поведение самого Фрейда: его отношение к анализируемым проблемам не имело никаких обязательств. Он выдавал себя за толкователя, а не за ученого. "В действительности я не ученый, ни тот, кто наблюдает, кто проводит эксперименты, ни тот, кто думает. По своему темпераменту я являюсь не чем иным, как конкистадором, авантюристом, которым движет любопытство, дерзость и упорство, присущие подобного рода персонам"
Более того, Фрейд бичевал строгий научный подход: "Эти критики, которые, заключают свои эксперименты в рамки методологических подходов, напоминают мне людей, которые все время протирают свои очки, вместо того, чтобы носить их и смотреть". Э.Фуллер Торри вспоминает, что один психолог написал Фрейду с целью сообщить ему, что он нашел научную основу его теории, на что Фрейд ответил ему, что его теория не нуждается ни в каком признании. Фрейд выступал против статистического сравнения между группами пациентов - основного элемента установления достоверности данных в современной медицине. Фрейд считал, что каждый пациент уникален, и поэтому статистические исследования дадут неверные результаты. Он предпочитал следовать от случая к случаю, считая, что успех лечения сам по себе достаточен, чтобы показать правильность его теории. Это неверно по крайней мере по двум причинам: первая называется плацебо-эффект. Пациент, которого лечат плацебо, чаще всего чувствует себя лучше, если даже речь идет о чисто физических параметрах, или механических, таких как артериальное давление гипертоника или гликемия диабетика. Такое улучшение объясняют частично вниманием терапевта к больному, который чувствует, что о нем заботятся, и успокаивается. Очевидно, что если эффект плацебо хорош для физических аспектов тела, то он может иметь огромное значение при психических патологиях. Случается, что тестируемый медикамент не имеет такого эффекта, как плацебо, показывая, что лекарство неэффективно при болезни, которую пытаются вылечить.
Вторая причина в том, что психические патологии очень цикличны, следовательно, подвержены спадам, улучшениям и постоянным новым спадам. Когда психоаналитик диагностирует своего пациента, тот чаще всего находится в наихудшем состоянии. Затем естественное течение болезни приводит к улучшению, которое терапевт относит за счет своего анализа. Можно только задавать себе вопрос, каким образом фрейдистская теория смогла убедить? Прежде всего, это можно отнести за счет лжи самого автора, который сделал все, чтобы скрыть неполноценность психоаналитического подхода. Мы рассмотрим здесь два случая, прежде чем остановимся на случае с "маленьким Гансом" из главы, посвященной эдипову комплексу, и случае с Дорой.
Одно из известных и наиболее блестящих выздоровлений, как указывает автор, произошло с "человеком с волками", названного так, потому что его невроз начался со сна, в котором он видел белых волков. Фрейд поспешил сделать заключение, что эти белые волки символизируют нижнюю одежду матери и отца. Этот пациент был позже опрошен психологом и австрийским журналистом, обнаружившими, что приступы у бедняги продолжались спустя шестьдесят лет после того, как Фрейд посчитал его выздоровевшим.
Другой известный случай с Анной О. Эта молодая девушка страдала невротическим расстройством с того дня, как она сидела у изголовья своего отца, болевшего туберкулезом, болезнью, которая должна была очень скоро унести его. Фрейд поставил диагноз "невроз" и заверил, что излечил его. Юнг, очень хорошо знавший, что происходит на самом деле, был первым, кто разоблачил эту ложь, и выразил полное презрение к Фрейду. Г.Ф.Элленбергер в книге "Открытие бессознательного" и Торнтон в своей книге "Фрейд и кокаин" четко показали, как Фрейд фальсифицировал истину и ловко обманывал клиентов. Что касается невроза, то молодая девушка заразилась туберкулезом от своего отца.
К.Эйзенк, таким образом, обобщает случаи из фрейдовской теории: >"Хотя и недостаточные, чтобы доказать теорию, эти случаи могут иллюстрировать применение метода лечения. Но когда автор сознательно обманывает читателя по основным факторам, то как можно принимать всерьез эти случаи и тем более верить им?" А теория Фрейда говорит только о восьми случаях, из которых только шесть были проанализированы непосредственно Фрейдом. Мы видим, как это мало. Позиция Фрейда была догматичной. Он отказался делать серьезный сравнительный анализ как исследованиям, так и своим спекуляциям. Юнг вспоминает о разговоре с Фрейдом: "Мой дорогой Юнг, обещайте мне никогда не покидать сексуальную теорию. Это самое главное! Видите ли, мы должны из нее сделать догму, непоколебимый бастион."
Последователи Фрейда вели себя так же. Исследований публиковалось мало, чтобы доказать теорию Фрейда. Клайн заявляет, что фрейдистская теория покоится на совершенно несопоставимых с критериями научной методологии фактах. Г.Эйзенк и Дж.Вильсон добавляют, что они не смогли найти в этих работах "никакого исследования, о котором можно было бы сказать: "вот подтверждение тому или иному случаю из теории Фрейда". Они добавляют, что "ни одно из этих исследований не позволяет отбросить любую другую интерпретацию, ни одно не было проведено с соответствующим экспериментом и не подтверждено статистическими данными с подбором пациентов, чтобы быть обнародованным."
В пользу неэффективности психоаналитического лечения говорит тот факт, что в своей большой реформе здоровья администрация Клинтона не предусматривает возмещения убытков в случаях психоанализа, так как, согласно собственным выражениям доктора Ф.Гудвина, президента Национального американского института умственного здоровья, "за это нельзя платить. Это не может быть возмещено, так как ничто не доказывает, что это работает."
Американская ассоциация по развитию наук сделала запрос в Массачусетский Технологический Институт о заключении по поводу фрейдистского психоанализа, которое было сделано Ф.Дж.Салловеем и его группой. Их выводы в изложении П.Дебри Ритцена очень поучительны: "Психоанализ возник как результат отживших ошибочных биологических гипотез, побудивших Фрейда возвести свое здание на песке. Это убило теорию в зародыше. В плане клиники методологические пробелы очевидны. Культурное и социальное влияние психоанализа было навязчивым, благодаря почти религиозной вере его последователей. Случаи, на которых Фрейд развил свою систему, базируются в основном на ложных и ошибочных наблюдениях в пользу его толкования. В действительности излечений не было."
Таким образом, доктрина Фрейда построена не на научных основах, но, согласно самому Фрейду, на "бастионе непоколебимой догмы", которой оказалась для него сексуальная теория. Фрейдистская теория становится религией. И все те, кто осмелился усомниться или оспаривать эти догмы, презирались, были осуждены как не осознавшие, отвергнуты именем науки и истины. Очень хорошо это показал Артур Кестлер с помощью такого сравнения: "Если против нее высказывались по той или иной причине, сомневались в существовании комплекса неполноценности, фрейдист вам возразит, что данный аргумент выдает подсознательное сопротивление, что указывает на то, что у вас самого есть комплекс неполноценности. И если параноик вам доверительно скажет, что Земля - это полая сфера, которую марсиане наполнили парами афродизъяка (средство, возбуждающее половое влечение) с тем, чтобы усыпить человечество, а вы возразите, что в этой привлекательной теории недостает доказательств, вас обвинят в том, что вы принадлежите к тайной мировой организации врагов истины."
Догма не только вуалирует сомнение, но она выражает стремление к власти. Вот каким образом религия всегда была заложена в мышлении Фрейда. Сам он всегда идентифицировал себя с Моисеем и пошел дальше, создавая свой собственный миф в "Тотеме и табу". Юнг, впрочем, это подтверждает: "Тогда еще не понимая, я замечал у Фрейда проявления неосознанных религиозных факторов поведения."
Последователи Фрейда принимали себя за апостолов новой религии: "Атмосфера в комнате напоминала сотворение новой религии. Сам Фрейд был ее новым Пророком. Его последователи, воодушевленные и убежденные, становились ее апостолами". Фрейд как глава церкви отлучил Адлера. Он отделил его от официальной церкви. "На протяжении нескольких лет я пережил историю создания церкви." "Некоторые из нас были убеждены, что психоанализ изменит движение земли и что победоносную эру, в которой мы жили, сменит Золотой век, в котором с неврозами будет покончено навсегда. Мы ощущали себя великими людьми."
Фрейдистская идеология окажет губительное влияние на западное сознание, которое испытает метафизический регресс, а также моральный и социальный упадок, горькие плоды которого оно будет долго собирать; тонкая и основная причина этого регресса лежит в отрицании принципа Святости, основанием и кульминацией которого есть Мать.
2.4.2. СЕКСУАЛЬНОСТЬ РАННЕГО ВОЗРАСТА И КОМПЛЕКС ЭДИПА
По Фрейду, с грудного возраста ребенок наслаждается сексуальным удовольствием. Первая стадия детской сексуальности - оральная стадия, когда ребенок получает первые удовольствия через ротовую зону. Кормление материнской грудью вызывает у ребенка сексуальное удовлетворение. Нет абсолютно никакой необходимости доказывать абсурдность таких аргументов. После оральной стадии ребенок переходит к анальной стадии, затем, в возрасте четырех лет, он подходит к эдипову комплексу. Малыш "влюбляется" в свою мать и хочет спать с ней. Он рассматривает своего отца как конкурента и врага, который, якобы, хочет его кастрировать. Интересно проследить случай с "маленьким Гансом", ставший основой этой теории.
Маленькому Гансу было четыре года, когда он оказался свидетелем тяжелого дорожного происшествия, где он видел, как лошади рухнули на землю. После этого события у ребенка возник страх перед лошадьми. Каждый раз, когда он видел лошадей, он в страхе искал свою мать (поведение совершенно естественное для ребенка, который не чувствует себя в безопасности). Отец, убежденный в правильности фрейдистских подходов, ничего не знал об этом происшествии и эту банальную фобию ребенка подверг анализу по методу Фрейда. Важно заметить, что Фрейд никогда не анализировал самого ребенка. Он ограничился рассказами отца, что само по себе очень любопытно при анализе, каким образом он взялся лечить ребенка и каким был тот еще более странный способ для создания основ новой теории, ставшей посредством такого толкования психологии ребенка революционной для новых поколений!
Фрейд заявил, что Ганс был "образцом всех пороков", "что части тела лошади, которые ребенок периодически описывает в своих страхах, были неосознанным символом секса отца…" Он добавляет, что ребенок ненавидит сексуальную жизнь отца и видит в нем соперника в своей любви к матери! Вот как Фрейд, не знавший о тяжелом происшествии, травмировавшем ребенка, построил теорию эдипова комплекса. В действительности, такая теория реальна только для душевнобольных, среди которых он сам представлял яркий экземпляр. Известно, что у него были кровосмесительные желания к своей матери и что он не поехал на ее похороны, хотя находился на отдыхе лишь в двух часах от того места.
Фрейд не переставал дискредитировать роль матери. Вершиной абсурда было то, что он рассматривал желание женщины иметь ребенка именно как желание компенсировать отсутствие пениса. Для него все проблемы ребенка происходили только от матери и от ее воспитания... Это утверждение было развито и расширено последователями Фрейда. Ватсон в США дойдет до того, что напишет в 1928 году, что материнская любовь - это опасный инструмент, который может привести к необратимым осложнениям... Его книга "Психологическая забота о ребенке" имела большой успех. Она была продана в количестве более ста тысяч экземпляров и оказала большое влияние на целое поколение американских матерей.
Анализ 125 публикаций, вышедших между 1970 и 1980 годами в профессиональных газетах, показывает, что в 72 видах психических расстройств у детей ответственность возложена на мать. В противоположность отцу, ни одна мать не была признана эмоционально здоровой и все отношения ребенка с матерью рассматривались как ненормальные.
Первым последствием такой дискредитации матери было чувство вины всех матерей, которые потеряли всякие ориентиры при воспитании детей. Сами же дети, достигнув взрослости, без зазрения совести взваливали на родителей вину за все свои проблемы. Плачевное состояние образования сегодня - несомненно, самый большой "подарок" Фрейда нашему обществу.
2.4.3. ФРЕЙД: ГЕРОЙ ИЛИ ДЕМОН?
В конечном счете, самая большая его теория возникла из анализа своей собственной неврастенической личности. Сам Фрейд - единственный человек, который оказался способным выплеснуть в мир свой собственный невроз и переделать человечество по своему образцу.
Г. Эйзенк "Закат и падение фрейдистской империи"
Г. Эйзенк "Закат и падение фрейдистской империи"
Фрейд совершенно далек от цельной личности служителя идеалам науки, которую его биографы (а среди них одним из первых стоит имя Э.Джонса) хотели нам навязать. В действительности это был неуравновешенный человек, пользовавшийся кокаином на протяжении длительного периода своей жизни, который фальсифицировал факты, чтобы заставить признать свою теорию: человек диктаторского склада, бесчеловечный и рьяный женоненавистник.
Чаще всего пытались заставить поверить, что Фрейд был прародителем концепций, таких как свободная ассоциация и толкование сновидений, на которых зиждется психотерапия, или, что еще более значительно, что он находился у истоков понятия "бессознательное". Однако это не так. Фрейду все это не принадлежит, хотя он и делал все, чтобы заставить поверить, что он находился у истоков этих открытий. Свободная ассоциация практиковалась Гальтоном задолго до Фрейда. Как это великолепно показал Элленбергер, Фрейд широко использовал по данному вопросу публикации французского психиатра Пьера Жане, никогда его не цитируя. Психологическая интерпретация снов практиковалась задолго до Фрейда. Немецкий психиатр В.Гризингер еще в 1861 году описал сны как образные ответы на желания. Что касается бессознательного, то Уайт в своем произведении "Бессознательное до Фрейда" назвал более сотни предшественников, которые настойчиво заявляли о его существовании. В действительности же, согласно Салловею, "Фрейд страстно, до умопомрачения желал сделать великое открытие, которое принесет ему большое признание." Поэтому он предпринял все, чтобы завладеть открытиями других, никогда на них не ссылаясь. Благодаря особому пылу и старанию, его пропагандировали, и - термин не такой уж и безобидный - "вульгаризировали" эти понятия.
Постоянное принятие кокаина на протяжении многих лет, при котором возникает тенденция к амнезии, - очень важный аспект жизни Фрейда, о котором его биографы умалчивают. К сожалению, принятие кокаина совпадает с моментом, когда Фрейд впервые заявил о своей теории. Чрезмерное желание Э.Джонса, официального биографа Фрейда, скрыть эти факты, было обнаружено при публикации некоторых из его писем, не публиковавшихся ранее. Они красноречиво свидетельствуют о нечестности биографа: "Я опасаюсь, что Фрейд принял больше кокаина, чем должен был, а также предпочитаю об этом не говорить". И добавляет: "До того, как опасность наркотиков была определена, Фрейд уже представлял социальную угрозу, так как он толкал всех, кого знал, принимать кокаин." Правда и то, что тогда, когда Фрейд начал пользоваться им, зависимость от наркотика еще не была известна. Его употребление, неблагоразумное и чрезмерное, вызвало суровую критику в медицинских кругах. Таким способом он сделал наркоманами многих своих клиентов.
Кокаин оказывал ему соответствующую услугу, думал он, помогая ему бороться с нервными расстройствами, депрессией и нервозностью. В 1886 году он заявил, что подкрепился дозой кокаина, прежде чем идти на обед к Шарко. Другое ценное преимущество для Фрейда, как он полагал, в том, что кокаин обладает возбуждающим либидо действием. Более того, Фрейд продолжал пользоваться им после 1886 года, когда кокаин был публично осужден как одно из бедствий человечества вместе с опиумом и алкоголем. Его письма к В.Флиссу доказывают, что он принимал его регулярно до 1885 года и даже позже, если судить по его проблемам со здоровьем. Фрейд страдал сердечными приступами, головными болями, кровотечением из носа - таковы три симптома, проявляющиеся у наркоманов, принимающих кокаин. Эти симптомы исчезли, когда он прекратил принимать их, очевидно, после 1900 года, то есть в возрасте 44 лет. Но именно в 1899 году он опубликовал "Толкование сновидений". Можно себе представить смысл таких толкований человеком, принимавшим наркотики, пусть даже не постоянно... Другой мало известный аспект личности Фрейда - это его крайнее презрение к женщине. Он допускал, что ему никогда не удастся понять женскую психику, которую он называл "черным континентом". Он заявил, что женщины более эгоистичны, чем мужчины, и что у них ограниченное чувство справедливости. Он называл маленьких девочек "маленькими созданиями без пениса", рассматривал женщину как неудавшегося мужчину, ставил ее на низшую ступень, так как у нее не хватало пениса, и добавлял, что женщины не способны бороться против чувства хронической неполноценности. Для него это низшее положение не ограничивалось анатомической сферой, но также затрагивало интеллект: "Я думаю, что интеллектуальное отставание женщин, являющееся неоспоримой реальностью, относится к заторможенности мысли, обретенной в результате сексуальной репрессии". Он добавлял: "Женщины пришли в мир для других вещей, но не для мудрости". И, согласно Э.Джонсу, он говорит, что основная функция женщин - "быть ангелами, угождающими нуждам и комфорту мужчин".
Согласно Фрейду, "женщины внесли незначительный вклад в открытия и изобретения истории цивилизации". И со сниходительностью добавляет: "Возможно, все же именно они нашли метод ткачества и плетения". Такое женоненавистничество привело его к отрицанию материнства, о чем мы поговорим в конце этой главы. В случае с Дорой, одном из редких случаев, когда лечил непосредственно Фрейд, проявляется его женоненавистничество и даже садизм. Дора, настоящее имя которой Ида Брауер, была восемнадцатилетней интеллигентной девушкой, которая страдала потерей сознания, конвульсиями, иногда потерей голоса. Ее отец заразился сифилисом до ее зачатия, и оба они страдали одинаковыми астматическими расстройствами. Семейное положение было настоящим хаосом: ее отец, у которого была любовница, предложил ее мужу поухаживать за дочерью. Девушка попросила Фрейда рассмотреть сифилитическую патологию ее отца, но тот ответил, что всякий невроз имеет органическую составляющую и что отец-сифилитик - обычный случай в практике невропатологии. Фрейд самоуверенно показал, что расстройства бедной девушки были чисто внутреннего, психического характера. Он замучил ее вопросами и неотступно преследовал ее, терзая ее ментально на протяжении трех месяцев. Когда Дора объявила ему, что у нее недавно был приступ аппендицита, Фрейд заявил, что речь на самом деле идет о нервной беременности, отражении бессознательного сексуального влечения. Допуская, что симптомы астмы были идентичны симптомам отца, он заключает, что она, должно быть, слышала его дыхание во время сексуальных отношений! А вот и Эдип! Оказывается, кашель девушки был не чем иным, как несмелой песней любви...
После рассказа Доры о том, что у нее было чувство отвращения, когда несколько лет назад муж любовницы ее отца набросился на нее, Фрейд заключает: "В этой ситуации поведение ребенка 14 лет (даже так!) было целиком и полностью истеричным. Без сомнения, я должен рассматривать ее как истерическую особу в состоянии сексуального возбуждения, когда она испытывает чувства, исключительно неприятные для нее. И я должен выяснить, имеет эта личность соматические симптомы или нет". В своем безумии Фрейд пошел еще дальше, но мы хотим остановиться на этом, поскольку его интерпретации вызывают отвращение. Г.Эйзенк заключает: "Его толкования навязывают девушке его собственные комплексы и не направлены на комплексы самой девушки. Можно представить, насколько эмоционально сильно поведение психоаналитика травмировало молодую девушку, и без того потерявшую равновесие в свои 18 лет, которая выросла в странной семейной обстановке без родительского участия и помощи, преследуемая сексуально одержимым мужчиной, другом ее отца. И вместо того, чтобы встретить поддержку и симпатию, она встретила враждебное и ограниченное существо, единственной целью которого было унизить ее и найти в ней намерения (мотивации) и поведение, которые были ей совершенно чужды. Если это и есть случай из опыта фрейдистской терапии, не нужно себе задавать вопросы, почему пациенты чувствуют себя хуже, чем до психоаналитического лечения!"
Как и Августин пятнадцатью веками раньше, Фрейд был сексуально одержим. Он признал, что в раннем возрасте у него возникли кровосмесительные побуждения к своей матери, что, возможно, и привело его к "изобретению" эдипова комплекса. У него были довольно длительные отношения с Минной, сестрой своей жены. Известно, что в его семейной жизни преобладал длительный обман на сексуальной почве, который он так и не смог преодолеть. На протяжении первых девяти лет замужества Марта Фрейд была чаще всего беременна или больна. Затем, после шестой беременности, семейная пара решила воздерживаться, так как это было единственным средством не иметь больше детей. Именно это позволяет предполагать, что растущий интерес Фрейда к сексуальной сублимации, а также эдипов комплекс и предполагаемое "женское желание пениса" возникли, в основном, из-за его собственной одержимости, с которой он не смог справиться. Столкнувшись с этой проблемой, он строит теорию, которая позволила бы ему найти оправдание своему собственному расстройству: уловку, конечно, подсознательную, для того, чтобы убежать от самого себя. Юнг очень хорошо обобщил такое поведение: "Фрейд никогда не задавал себе вопроса, почему ему без конца приходилось говорить о сексе, почему он был до такой степени одержим этой мыслью. Никогда он не отдавал себе отчета в том, что однообразие интерпретации было свидетельством бегства от самого себя или от той стороны своей личности, которую, вероятно, можно было бы назвать "мистической". Таким образом, не признавая этой составляющей своего существа, невозможно быть в гармонии с самим собой".
Нет сомнений в том, что это "бегство", о котором говорит Юнг, было совершенно осознанным. Фрейд не подкреплял свою теорию солидным научным исследованием, хотя прекрасно знал о такой необходимости, так как получил университетское образование высокого уровня. Свои внутренние сомнения ему необходимо было преодолеть таким догматичным и фанатичным способом, как исключение из своей группировки любого, кто высказывал сомнения или осторожность и сдержанность по отношению к его теории. Его разрыв с Адлером и Юнгом был ярким примером диктаторского поведения. Юнг рассказывает, что в одном из путешествий по Соединенным Штатам в 1909 году он взялся толковать сон Фрейда: "Я толковал его сон с переменным успехом и добавил, что для более детальной интерпретации, необходимо, чтобы он дал мне дополнительные детали его частной жизни. При этих словах Фрейд бросил на меня взгляд, полный опасений, и сказал: "Однако я не могу рисковать своим авторитетом!" В этот самый момент он его потерял! Эта фраза отпечаталась в моей памяти. Она положила неизбежный конец нашим отношениям. Фрейд ставил личный авторитет выше истины".
Такое "руководство" Фрейда, которое приняли его последователи, сделает из фрейдистской теории секту со своими догмами и предписаниями, клерикалами-психологами и психоаналитиками, заменившими исповедь диваном "псевдотерапевта". Выйдя за пределы секты, фрейдистская теория станет религией двадцатого века, заполнив вакуум, образовавшийся в результате упадка христианства.
2.4.4. ЕСЛИ ВСЕ ФАЛЬШИВО, ПОЧЕМУ ФРЕЙД ДОБИЛСЯ УСПЕХА?
Перед очевидностью аргументов и фактов из многочисленных публикаций, разоблачающих Фрейда, его последователи как последнюю опору ставят вопрос: почему фрейдистская доктрина была общепринятой, если она фальшива? Существует множество объективных аргументов, чтобы объяснить это. Прежде всего, исторический контекст: двадцатый век характеризуется освобождением нравов после двухтысячелетнего религиозного табу и полувековой викторианской эпохи, отличавшейся крайним пуританством.
Позже произведения Фрейда нацисты будут публично сжигать в Берлине, и, как "враг моего врага - мой друг", Фрейд предстанет как униженный, которого всякий демократ должен защищать. И наоборот, тот, кто противостоит Фрейду, будет рассматриваться как ужасный старый консерватор, и даже нацист.
К этому добавляется хорошо оркестрованная самим автором и его последователями пропаганда, основанная на лжи и замалчивании. Понадобились годы, чтобы доказать, что то, что не ставилось под сомнение - фальшиво.
Новая идеология привлекает тысячи людей, которые, не зная, что она фальшива, отдаются ей, погружаются в нее душой и телом. Подготовлены целые поколения психоаналитиков. Это ремесло приносит доход. Если они его оставят, то как будут жить?
Фрейдистской догмой легко манипулировать, так как она проста: секс объясняет все. Следовательно, доступна почти всем, в противовес анализу Юнга, более сложному, и, стало быть, менее популярному.
Кроме того, превращение ее в идеологию зависит не только от объективных причин. Она охватывает процесс идентификации с учителем или движением. Чем больше в ней оригинального и противоречащего существующему порядку, тем больше индивид ощущает свое отличие и тем больше чувствует свою значимость в новой идентификации. Фрейд обращается к самым низменным и наиболее темным инстинктам в области сознания. Он привлекает снизу. А ведь легче спускаться, чем подниматься... Фрейд достаточно хитер: известно, что всякое подавленное желание вызывает невроз и торможение. Поэтому он требует: "сдерживайте себя, и вы станете заторможенными", делая позитивный принцип владения собой негативным. В то время как истина в противоположном.
Церковь, единственная организация на Западе, которая должна представлять святость и веру, столько раз оказывалась скомпрометированной в мрачные периоды истории и пришла к такому глубокому упадку, что больше не существует духовного авторитета, чтобы противостоять новой доктрине. Наконец, работа папской клики в дискредитации женщины и забвении Вечной Матери (и к этому можно также причислить и протестантизм) оставило свободным поле приложения для любого досужего вымысла о роди матери, коль уж материнскому принципу не оказывается никакого уважения. В этом отношении нужно заметить, что фрейдистская теория не смогла проникнуть в страны, где материнский принцип активен, такие, как Индия и Китай. В Европе такие страны, как Италия и Испания, в которых сохранялось сильное влияние традиции почитания Марии, были защищены лучше, чем англосаксонские и северные страны. Страны с протестантской культурой, где материнский принцип был очень слаб, полностью погрузились во фрейдистский догматизм. Своей теорией Фрейд поставил последнюю точку в тысячелетней широкой женоненавистнической кампании, с помощью конторой чернил и принижал образ матери и женщины в коллективном сознании. Однако эта патриархальная эпоха заканчивается сегодня с пришествием новой эры - эры Матери.