Джалал ад-дин Руми
У тебя две руки, две ноги, два глаза,
Но если твое сердце и Возлюбленная - тоже двое,
какой же в этом прок?
Ты взываешь: "Я - влюбленный",
Но это лишь слова.
Если ты видишь влюбленного и Возлюбленную как двух,
у тебя либо двоится в глазах.
либо ты сбился со счета.
*
Видишь тот караван верблюдов,
нагруженный сахаром? -
Его глаза так же сладостны.
Но не смотри Ему в глаза,
если ты не готов лишиться
собственного зрения.
*
Мы не впереди, мы позади.
Мы не сверху, мы снизу...
Как кисть в руке художника,
мы и понятия не имеем, где мы.
*
Не говори больше о ночи! -
В нашем дне ночи нет.
В нашей религии Любви
нет ни религии, ни любви.
Любовь - бескрайний Божий океан,
тем не менее, тысячи душ, тонущих в том окене,
восклицают: "Бога нет!"
*
О искатель,
Эти мысли обладают такою властью над тобой.
Из-за ничего ты огорчаешься,
Из-за ничего становишься счастлив.
Ты сгораешь в пламени,
Но я не выпущу тебя,
пока ты полностью не пропекся,
не стал полностью мудр
и полностью не стал самим собой.
*
В этом поиске
мудрость и безумие - одно и то же.
На пути любви
друг и посторонний - одно и то же.
Когда ты хлебнешь вина единения,
какая у тебя будет вера? -
Ты скажешь каждому:
Кааба и храм язычников - одно и то же.
*
Переломав ноги, Бог одаряет крылом;
сходным образом, в глубине западни
Он открывает лазейку для побега.
Бог сказал: "Не обращайте внимания,
высоко ли вы на дереве, или же в канаве;
устремляйте внимание на Меня,
ибо Я - Ключ Пути".
*
Этот мир околдован
и ослепляет глаза:
он кажется широким,
а на самом деле узок,
его смех - рыдание,
его слава - позор.
*
Надежнейшее место, чтобы укрыть золотые сокровища, -
какой-нибудь безлюлдный, потаенный уголок.
Зачем ты стал бы прятать клад
а самом виду?
И потому сказано:
"Радость скрыта под скорбью".
Эпиграф: Узришь ты сокрытый смысл в двустишиях, и достаточно
СПОР ГРАММАТИКА С КОРМЧИМ
Однажды на корабль грамматик сел ученый,
И кормчего спросил сей муж самовлюбленный:
"Читал ты синтаксис?" - "Нет",- кормчий отвечал.
"Полжизни жил ты зря!"-ученый муж сказал.
Обижен тяжело был кормчий тот достойный,
Но только промолчал и вид хранил спокойный.
Тут ветер налетел, как горы, волны взрыл,
И кормчий бледного грамматика спросил:
"Учился плавать ты?" Тот в трепете великом
Сказал: "Нет, о мудрец совета, добрый ликом".
"Увы, ученый муж!- промолвил мореход.-
Ты зря потратил жизнь: корабль ко дну идет".
О ТОМ, ЧТО ИСТИННО ВЕРУЮЩИЙ ЧЕЛОВЕК НЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ДИКОБРАЗА
Да, дикобраз - создание такое,
Что впрок порой ему идут побои.
Все знают: если бить его сильней,
То глаже он бывает и жирней.
Мне кажется: душа у грешных нас
Не что иное - сущий дикобраз.
Не потому ль, что люди били их,
Пророки совершенней всех других?
ПРИТЧА О ЕДЕ И ЕДОКЕ, ИЛИ О ТОМ, КТО ЕСТ И КОГО ЕДЯТ
Схватила где-то птица червяка,
А кот за ней следил исподтишка.
И стала птица, ибо все здесь тленно,
Едой и едоком одновременно.
Кто отличит еду от едока -
Их разница не слишком велика!..
РАССКАЗ О ТОМ, КАК НЕКИЙ УЧЕНИК, ПРИДЯ К СВОЕМУ НАСТАВНИКУ, ЗАСТАЛ ТОГО ПЛАЧУЩИМ
К учителю явился ученик,
К тому, чей горем был отмечен лик.
Услышав плач наставника, и сам
Дал волю ученик своим слезам.
Рыдал он, плачем оглашал обитель,
Хоть и не знал того, о чем скорбит учитель.
Но смолк учитель - шейх преклонных лет -
И вышел прочь, а ученик вослед.
Ученику промолвил старец чинный:
"Мне многостранен плач (страх) твой беспричинный.
И как не искренне твое рыданье,
Но все ж его основа - подражанье.
Достоин только осужденья тот,
Кто без причин, как туча, воду льет.
Ведь слезы подражания едва ли
Сродни слезам беды, слезам печали.
Ты никогда слезами не греши,
Что рождены не в глубине души!"
Но если твое сердце и Возлюбленная - тоже двое,
какой же в этом прок?
Ты взываешь: "Я - влюбленный",
Но это лишь слова.
Если ты видишь влюбленного и Возлюбленную как двух,
у тебя либо двоится в глазах.
либо ты сбился со счета.
*
Видишь тот караван верблюдов,
нагруженный сахаром? -
Его глаза так же сладостны.
Но не смотри Ему в глаза,
если ты не готов лишиться
собственного зрения.
*
Мы не впереди, мы позади.
Мы не сверху, мы снизу...
Как кисть в руке художника,
мы и понятия не имеем, где мы.
*
Не говори больше о ночи! -
В нашем дне ночи нет.
В нашей религии Любви
нет ни религии, ни любви.
Любовь - бескрайний Божий океан,
тем не менее, тысячи душ, тонущих в том окене,
восклицают: "Бога нет!"
*
О искатель,
Эти мысли обладают такою властью над тобой.
Из-за ничего ты огорчаешься,
Из-за ничего становишься счастлив.
Ты сгораешь в пламени,
Но я не выпущу тебя,
пока ты полностью не пропекся,
не стал полностью мудр
и полностью не стал самим собой.
*
В этом поиске
мудрость и безумие - одно и то же.
На пути любви
друг и посторонний - одно и то же.
Когда ты хлебнешь вина единения,
какая у тебя будет вера? -
Ты скажешь каждому:
Кааба и храм язычников - одно и то же.
*
Переломав ноги, Бог одаряет крылом;
сходным образом, в глубине западни
Он открывает лазейку для побега.
Бог сказал: "Не обращайте внимания,
высоко ли вы на дереве, или же в канаве;
устремляйте внимание на Меня,
ибо Я - Ключ Пути".
*
Этот мир околдован
и ослепляет глаза:
он кажется широким,
а на самом деле узок,
его смех - рыдание,
его слава - позор.
*
Надежнейшее место, чтобы укрыть золотые сокровища, -
какой-нибудь безлюлдный, потаенный уголок.
Зачем ты стал бы прятать клад
а самом виду?
И потому сказано:
"Радость скрыта под скорбью".
Эпиграф: Узришь ты сокрытый смысл в двустишиях, и достаточно
СПОР ГРАММАТИКА С КОРМЧИМ
Однажды на корабль грамматик сел ученый,
И кормчего спросил сей муж самовлюбленный:
"Читал ты синтаксис?" - "Нет",- кормчий отвечал.
"Полжизни жил ты зря!"-ученый муж сказал.
Обижен тяжело был кормчий тот достойный,
Но только промолчал и вид хранил спокойный.
Тут ветер налетел, как горы, волны взрыл,
И кормчий бледного грамматика спросил:
"Учился плавать ты?" Тот в трепете великом
Сказал: "Нет, о мудрец совета, добрый ликом".
"Увы, ученый муж!- промолвил мореход.-
Ты зря потратил жизнь: корабль ко дну идет".
О ТОМ, ЧТО ИСТИННО ВЕРУЮЩИЙ ЧЕЛОВЕК НЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ДИКОБРАЗА
Да, дикобраз - создание такое,
Что впрок порой ему идут побои.
Все знают: если бить его сильней,
То глаже он бывает и жирней.
Мне кажется: душа у грешных нас
Не что иное - сущий дикобраз.
Не потому ль, что люди били их,
Пророки совершенней всех других?
ПРИТЧА О ЕДЕ И ЕДОКЕ, ИЛИ О ТОМ, КТО ЕСТ И КОГО ЕДЯТ
Схватила где-то птица червяка,
А кот за ней следил исподтишка.
И стала птица, ибо все здесь тленно,
Едой и едоком одновременно.
Кто отличит еду от едока -
Их разница не слишком велика!..
РАССКАЗ О ТОМ, КАК НЕКИЙ УЧЕНИК, ПРИДЯ К СВОЕМУ НАСТАВНИКУ, ЗАСТАЛ ТОГО ПЛАЧУЩИМ
К учителю явился ученик,
К тому, чей горем был отмечен лик.
Услышав плач наставника, и сам
Дал волю ученик своим слезам.
Рыдал он, плачем оглашал обитель,
Хоть и не знал того, о чем скорбит учитель.
Но смолк учитель - шейх преклонных лет -
И вышел прочь, а ученик вослед.
Ученику промолвил старец чинный:
"Мне многостранен плач (страх) твой беспричинный.
И как не искренне твое рыданье,
Но все ж его основа - подражанье.
Достоин только осужденья тот,
Кто без причин, как туча, воду льет.
Ведь слезы подражания едва ли
Сродни слезам беды, слезам печали.
Ты никогда слезами не греши,
Что рождены не в глубине души!"